Центральный банк

Что такое центральный банк?

Центральный банк — это финансовое учреждение, которому предоставлен привилегированный контроль над производством и распределением денег и кредита для нации или группы наций. В современной экономике центральный банк обычно отвечает за разработку денежно-кредитной политики и регулирование деятельности банков-участников.

Центральные банки по своей сути являются нерыночными или даже антиконкурентными учреждениями. Хотя некоторые из них национализированы, многие центральные банки не являются государственными учреждениями, и поэтому их часто рекламируют как политически независимые. Однако, даже если центральный банк юридически не принадлежит государству, его привилегии устанавливаются и охраняются законом.

Важнейшей чертой центрального банка, отличающей его от других банков, является его юридический монопольный статус, который дает ему привилегию выпускать банкноты и наличные деньги. Частным коммерческим банкам разрешено выпускать только обязательства до востребования, такие как чековые депозиты.

Кратко о центральных банках

  • Центральный банк — это финансовое учреждение, которое отвечает за надзор за денежной системой и политикой страны или группы стран, регулирование ее денежной массы и установление процентных ставок.
  • Центральные банки проводят денежно-кредитную политику, сокращая или сокращая денежную массу и доступность кредита, центральные банки стремятся удержать национальную экономику в стабильном состоянии.
  • Центральный банк устанавливает требования для банковской отрасли, такие как сумма денежных резервов, которые банки должны поддерживать по отношению к своим депозитам.
  • Центральный банк может быть кредитором последней инстанции для проблемных финансовых учреждений и даже правительств.

Разбираемся в функциях центральных банков

Хотя их обязанности широко варьируются в зависимости от страны, обязанности центральных банков (и обоснование их существования) обычно делятся на три области.

Во-первых, центральные банки контролируют и манипулируют национальной денежной массой: выпускают валюту и устанавливают процентные ставки по кредитам и облигациям. Как правило, центральные банки повышают процентные ставки, чтобы замедлить рост и избежать инфляции; они снижают их, чтобы стимулировать рост, промышленную активность и потребительские расходы. Таким образом, они управляют денежно-кредитной политикой для управления экономикой страны и достижения экономических целей, таких как полная занятость.

2-3%

Большинство центральных банков сегодня устанавливают процентные ставки и проводят денежно-кредитную политику, используя целевой уровень инфляции 2-3% в год.

Во-вторых, они регулируют банки-члены с помощью требований к капиталу, резервных требований (которые определяют, сколько банки могут ссудить клиентам и сколько наличных денег они должны держать в наличии), и гарантий депозитов, среди других инструментов. Они также предоставляют кредиты и услуги для национальных банков и ее правительства и управляют валютными резервами.

В третьих, центральный банк также выступает в качестве чрезвычайного кредитора проблемных коммерческих банков и других учреждений, а иногда даже правительства. Например, покупая государственные долговые обязательства, центральный банк обеспечивает политически привлекательную альтернативу налогообложению, когда правительству необходимо увеличить доходы.

Пример: Федеральная резервная система

Наряду с упомянутыми выше мерами в распоряжении центральных банков есть и другие действия. В США, например, центральным банком является Федеральная резервная система, также известная как «ФРС». Совет Федеральной резервной системы (FRB), руководящий орган ФРС, может влиять на национальную денежную массу, изменяя резервные требования. Когда минимальные требования падают, банки могут давать больше денег, и денежная масса в экономике растет. Напротив, повышение резервных требований уменьшает денежную массу. Федеральная резервная система была создана в соответствии с Законом о Федеральной резервной системе 1913 года.

Когда ФРС снижает учетную ставку, которую банки платят по краткосрочным кредитам, это также увеличивает ликвидность. Более низкие ставки увеличивают денежную массу, что, в свою очередь, стимулирует экономическую активность. Но снижение процентных ставок может подстегнуть инфляцию, поэтому ФРС должна быть осторожна.

ФРС может проводить операции на открытом рынке для изменения ставки по федеральным фондам. ФРС покупает государственные ценные бумаги у дилеров по ценным бумагам, снабжая их наличными, тем самым увеличивая денежную массу. ФРС продает ценные бумаги, чтобы переместить наличные деньги в свои карманы и вывести их из системы.

Краткая история центральных банков

Первыми прототипами современных центральных банков были Банк Англии и Шведский Риксбанк, которые восходят к 17 веку. Банк Англии первым признал роль кредитора последней инстанции. Другие ранние центральные банки, особенно Банк Франции Наполеона и Рейхсбанк Германии, были созданы для финансирования дорогостоящих военных операций правительства.

В основном потому, что европейские центральные банки облегчили федеральным правительствам рост, ведение войны и обогащение особых интересов, многие из отцов-основателей Соединенных Штатов, особенно Томас Джефферсон, выступили против создания такой организации в своей новой стране. Несмотря на эти возражения, в молодой стране действительно существовали как официальные национальные банки, так и многочисленные государственные банки в первые десятилетия своего существования, пока между 1837 и 1863 годами не был установлен «период свободной банковской деятельности».

Закон о национальных банках 1863 г. создал сеть национальных банков и единую валюту США с Нью-Йорком в качестве центрального резервного города. Соединенные Штаты впоследствии пережили серию банковских паник в 1873, 1884, 1893 и 1907 годах. В ответ в 1913 году Конгресс США учредил Федеральную резервную систему и 12 региональных федеральных резервных банков по всей стране для стабилизации финансовой деятельности и банковских операций. Новый ФРС помогал финансировать Первую и Вторую мировые войны, выпуская казначейские облигации.

Между 1870 и 1914 годами, когда мировые валюты были привязаны к золотому стандарту, поддерживать стабильность цен было намного проще, поскольку количество доступного золота было ограничено. Следовательно, денежная экспансия не могла происходить просто из-за политического решения печатать больше денег, поэтому инфляцию было легче контролировать. В то время центральный банк в первую очередь отвечал за поддержание конвертируемости золота в валюту; он выпустил банкноты на основе золотых запасов страны.

С началом Первой мировой войны от золотого стандарта отказались, и стало очевидным, что во время кризиса правительства, столкнувшиеся с дефицитом бюджета (поскольку ведение войны стоит денег) и нуждающиеся в больших ресурсах, будут приказывать печатать больше денег. При этом правительства столкнулись с инфляцией. После войны многие правительства решили вернуться к золотому стандарту, чтобы попытаться стабилизировать свою экономику. Вместе с этим возросло осознание важности независимости центрального банка от любой политической партии или администрации.

В неспокойные времена Великой депрессии 1930-х годов и после Второй мировой войны правительства мира преимущественно выступали за возвращение к центральному банку, зависящему от процесса принятия политических решений. Эта точка зрения возникла в основном из-за необходимости установить контроль над разрушенной войной экономикой; кроме того, новые независимые страны решили сохранить контроль над всеми аспектами жизни своих стран, что стало ответной реакцией на колониализм. Рост управляемой экономики в Восточном блоке также был причиной усиления государственного вмешательства в макроэкономику. Однако со временем независимость центрального банка от правительства снова вошла в моду в западной экономике и возобладала как оптимальный способ достижения либерального и стабильного экономического режима.

Центральные банки и дефляция

За последнюю четверть века опасения по поводу дефляции усилились после крупных финансовых кризисов. Япония подала отрезвляющий пример. После того, как в 1989–1990 годах лопнули пузыри на рынке акций и недвижимости, в результате чего индекс Nikkei за год потерял треть своей стоимости, дефляция укоренилась. Японская экономика, которая была одной из самых быстрорастущих в мире с 1960-х по 1980-е годы резко замедлились. 90-е годы стали известны как потерянное десятилетие Японии.

Великая рецессия 2008–2009 годов вызвала опасения по поводу аналогичного периода продолжительной дефляции в Соединенных Штатах и ​​других странах из-за катастрофического падения цен на широкий спектр активов. Мировую финансовую систему также потрясла неплатежеспособность ряда крупных банков и финансовых учреждений в Соединенных Штатах и ​​Европе, примером чего стал крах Lehman Brothers в сентябре 2008 года.

Подход Федеральной резервной системы

В ответ в декабре 2008 года Федеральный комитет по открытым рынкам (FOMC), орган денежно-кредитной политики Федеральной резервной системы, обратился к двум основным типам нетрадиционных инструментов денежно-кредитной политики: (1) опережающее руководство политикой и (2) крупномасштабная покупка активов, также известное как количественное смягчение (QE).

Первый заключался в снижении целевой ставки по федеральным фондам практически до нуля и сохранении ее на этом уровне, по крайней мере, до середины 2013 года. Но другой инструмент, количественное смягчение, попал в заголовки и стал синонимом политики ФРС по получению легких денег. QE, по сути, предполагает, что центральный банк создает новые деньги и использует их для покупки ценных бумаг у национальных банков, чтобы накачивать ликвидность в экономику и снижать долгосрочные процентные ставки. В данном случае это позволило ФРС покупать более рискованные активы, включая ценные бумаги, обеспеченные ипотекой, и прочий негосударственный долг.

Это распространяется на другие процентные ставки по всей экономике, а широкое снижение процентных ставок стимулирует спрос на кредиты со стороны потребителей и предприятий. Банки могут удовлетворить этот более высокий спрос на кредиты благодаря средствам, которые они получили от центрального банка в обмен на свои ценные бумаги.

Другие меры по борьбе с дефляцией

В январе 2015 г. Европейский центральный банк (ЕЦБ) приступил к реализации собственной версии количественного смягчения, пообещав до сентября 2016 г. покупать облигации на сумму не менее 1,1 трлн евро ежемесячно по 60 млрд евро. Программа количественного смягчения через шесть лет после того, как это сделала Федеральная резервная система, в попытке поддержать хрупкое восстановление в Европе и предотвратить дефляцию, после беспрецедентного снижения базовой кредитной ставки ниже 0% в конце 2014 года имела лишь ограниченный успех.

Хотя ЕЦБ был первым крупным центральным банком, который экспериментировал с отрицательными процентными ставками, ряд центральных банков в Европе, в том числе в Швеции, Дании и Швейцарии, опустил свои контрольные процентные ставки ниже нулевой отметки.

Результаты борьбы с дефляцией

Меры, принятые центральными банками, похоже, побеждают в битве с дефляцией, но еще слишком рано говорить, выиграли ли они войну. Между тем, согласованные действия по борьбе с дефляцией в глобальном масштабе привели к странным последствиям:

  • Количественное смягчение может привести к скрытой валютной войне: программы количественного смягчения привели к повсеместному падению основных валют по отношению к доллару США. Поскольку большинство стран исчерпали почти все свои возможности для стимулирования роста, обесценение валюты может быть единственным оставшимся инструментом для стимулирования экономического роста, что может привести к скрытой валютной войне.
  • Доходность европейских облигаций стала отрицательной: более четверти долга, выпущенного европейскими правительствами, или примерно 1,5 триллиона долларов, в настоящее время имеют отрицательную доходность. Это может быть результатом программы покупки облигаций ЕЦБ, но также может резкий экономический спад в будущем.
  • Балансы центральных банков раздуваются: крупномасштабные покупки активов Федеральной резервной системой, Банком Японии и ЕЦБ раздувают балансы до рекордных уровней. Сокращение этих балансов центрального банка может иметь негативные последствия в будущем.

В Японии и Европе покупки центрального банка включали не только различные негосударственные долговые ценные бумаги. Эти два банка активно участвовали в прямых покупках корпоративных акций, чтобы поддержать фондовые рынки, что сделало Банк Японии крупнейшим держателем акций ряда компаний, включая Kikkoman,10 крупнейшего производителя соевого соуса в стране, косвенно через крупные позиции в биржевые фонды (ETF).

Современные проблемы центрального банка

В настоящее время Федеральная резервная система, Европейский центральный банк и другие крупные центральные банки вынуждены сокращать балансы, которые раздулись во время рецессии в период их покупательной активности.

Раскрытие или сужение этих огромных позиций, вероятно, напугает рынок, поскольку поток предложения, вероятно, будет сдерживать спрос. Более того, на некоторых более неликвидных рынках, таких как рынок MBS, центральные банки стали единственным крупнейшим покупателем. Например, в США, где ФРС больше не покупает и вынуждена продавать, неясно, достаточно ли покупателей по справедливым ценам, чтобы забрать эти активы из рук ФРС. Есть опасения, что затем цены на этих рынках рухнут, что вызовет еще большую панику. Если ипотечные облигации падают в цене, другим следствием этого является то, что процентные ставки, связанные с этими активами, вырастут, оказывая повышательное давление на ставки по ипотечным кредитам на рынке и препятствуя долгому и медленному восстановлению жилья.

Одна из стратегий, которая может успокоить опасения, заключается в том, чтобы центральные банки позволили некоторым облигациям погасить и воздержаться от покупки новых, а не от прямой продажи. Но даже при постепенном прекращении покупок устойчивость рынков неясна, поскольку центральные банки были такими крупными и постоянными покупателями в течение почти десятилетия.